Сайты образовательных учреждений района
Главная ➜ Информатизация школы

Информатизация школы

- Основные положения и результаты деятельности районной экспериментальной педагогической площадки по теме "Информатизация школы" в 2001-2006 гг.

- Проект "Электронная учительская"

 

Информатизация школы

Вот уже на протяжении  почти 10 лет коллектив школы: и учителя, и ученики, и даже родители принимают непосредственное участие в информатизации школы.

Началось все еще в 1997 году, когда в школу пришел новый учитель информатики – Андрей Николаевич Смердев. В ту пору  класс информатики состоял из терминальной сети УК-НЦ, и невозможно было в быстро меняющемся обществе обучить детей информационным технологиям на таких "древних" машинах. Ведь понятие "программирование – вторая грамотность" безвозвратно уходило в прошлое, и потребность в новых технологиях ощущалась как нехватка воздуха. И мы стали искать выходы из этой ситуации. В конце 1997 года на спонсорские средства мы приобрели один из самых современных в ту пору  персональных компьютеров Pentium-166.  Потом к нему, с помощью сети фирмы ЛИНТех, в приобретении которой нам очень помог ректор только что открывшегося в то время Пермского регионального института педагогических информационных технологий (ПРИПИТ) – Николай Максимович Стадник, мы присоединили весь наш класс УК-НЦ, компьютеры которого стали терминалами с функциями IBM. Вот с этого момента и можно начинать отсчет развитию информатизации школы, впервые компьютерный класс стал доступен детям не только во время уроков информатики, но и на других уроках и во внеклассной работе. 

Несмотря на то, что мультимедийным был только один компьютер, мы с ребятами успевали на нем оформить коридоры школы и подготовить музыкальные сборки для вечеров и дискотек,   записать звук для праздничной презентации и поиграть,  подготовить доклад или реферат к уроку или конкурсу и еще многое другое. А главное – это то, что компьютеры впервые (для нашей школы) начали использоваться учителями-предметниками. Конечно, на первых порах их было не так много, лучше сказать – очень мало, но, как говорится, Москва не сразу строилась. Андрей Николаевич, кроме информатики, вел и математику и на своих уроках активно использовал информационные технологии. Потихоньку подключались и другие учителя, например, учитель русского языка, директор школы Смердева Алевтина Федоровна  тоже провела несколько занятий, как по литературе, так и по русскому языку (впоследствии этот опыт был описан в Программе развития школы на 2001-2005 гг.).

Следующим толчком для развития информатизации было приобретение еще трех мультимедийных компьютеров в 2000 году, и начало работы различных федеральных целевых программ, по которым стала поступать новая техника, программное обеспечение, технологии ("Электронная Россия", "Информатизация сельской школы"). Тогда в работу по информатизации были вовлечены почти все учителя школы. Но особенно можно отметить учителя биологии, химии Пищулину Лилию Мухлисовну, учителя истории Плеснявцеву Наталью Михайловну, немного позже к нам присоединился учитель физики Ушаков Геннадий Аркадьевич, конечно, надо отметить наших завучей Донову Раису Ивановну и Поносову Нину Петровну. Компьютерный класс к тому времени пополнился новой техникой, была создана локальная сеть, появилась возможность подключить к компьютерам телевизор, видеомагнитофон и др., и он стал единым мультимедийным комплексом и получил гордое звание "Информационный центр школы" (ИЦШ). Для проведения уроков в ИЦШ учителя школы за месяц записывались в расписание занятий. И вскоре нашему коллективу уже было чем делиться со своими коллегами из других школ района, области и даже России!

В 2001-2002 учебном году мы проанализировали уже имеющийся опыт работы и на его основе официально оформили путь развития – развитие школы на основе информатизации. Вскоре школа получила статус районной экспериментальной педагогической площадки по теме "Информатизация школы"

В октябре 2002 года на базе школы проводится районный семинар для учителей биологии по использованию НИТ на уроках биологии, где Лилия Мухлисовна Пищулина блестяще представляет свои наработки: мультимедийные уроки по биологии (тема "Прорастание семян") и химии (темы"Алканы" и "Циклоалканы").

В конце 2002 года на страницах журнала , Андрей Николаевич знакомит российских читателей с процессами информатизации, развивающимися в школе.

В марте 2003 г. -  в школе организуется семинар для директоров школ и учителей информатики по внедрению НИТ в образовательный и воспитательный процессы. Все гости с воодушевлением участвуют в уроках физики "Фотоэффект" (учитель Ушаков Геннадий Аркадьевич) и МХК "Высокое чувство – Любовь "(учитель Поносова Нина Петровна).

Без лишней скромности надо сказать, что именно этот семинар дал старт началу процессов информатизации во многих школах района, в том числе и городских школах.

В начале 2003 года о деятельности школы по информатизации узнают в ПРИПИТ. И сразу же ректор Николай Максимович Стадник предлагает сотрудничество и научное руководство, но кроме этого, мы начинаем работать по теме ПРИПИТ - внедрение штрихового кодирования в практику преподавания школьных предметов – и становимся экспериментальной площадкой ПРИПИТ.

Позже на базе нашей школы проходит обучение информационным технологиям учителей Сенькинской и Усть-Гаревской школ.  Курсы с выдачей документов государственного образца, проводит Андрей Николаевич, ставший тьютером ПРИПИТ.

Учителя школы становятся постоянными участниками конференций, семинаров и круглых столов различного уровня по проблемам информатизации образования

В 2005-2006 учебном году мы подвели итоги нашей деятельности, которые, на наш взгляд, оказались успешными. Это  подтвердили и независимые эксперты из ПРИПИТ и ПОИПКРО.

После 2005 года наша школа со всем своим накопленным опытом очень органично влилась в федеральный проект "Информатизация системы образования", и, конечно, приоритетный национальный проект "Образование", который дал нам то, чего мы добивались много лет, но в силу несовершенства и дороговизны существующих на то время технологий не могли получить – это доступ в сеть Интернет, да еще неограниченный, да еще бесплатный!!!

К сожалению для процессов информатизации, во время реализации проекта ИСО (2005-2007гг.) в школе велся капитальный ремонт,  одна половина здания была разобрана, а во второй в 2 смены велись занятия. Поэтому очень многое из программы развития было свернуто. В таких условиях – "борьбы за живучесть" – очень  трудно заниматься инновациями.

На сегодняшний день в школе реализуется проект "Электронная учительская", который участвовал в конкурсе педагогических инициатив проекта ИСО. Этот проект позволит автоматизировать работу школьной библиотеки, учителей-предметников, классных руководителей и других участников образовательного и воспитательного процессов. Надо сказать, что школа давно работает над автоматизированными рабочими местами классных руководителей, завучей и т.д., и в 2003 году мы были награждены благодарственным письмом  управления образования за создание электронного методического кабинета. Проект "Электронная учительская" позволит создать единую систему автоматизированного документооборота и замкнуть всю информационную сеть на общий ресурс. На сегодняшний день к ресурсам информационного центра школы уже подключены учительская и библиотека. Учителя могут работать в Интернет непосредственно с рабочих мест, установленных в учительской, а дети получили доступ к ресурсам всемирной сети из читального зала библиотеки.